Игорь Сухарев

депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Заместитель руководителя Межрегионального координационного Совета Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в ПФО

Депутаты Госдумы Роман Романенко и Игорь Сухарев посетили Бугурусланское лётное училище гражданской авиации

29.05.2017 | suharevin.ru

Бугурусланское лётное училище гражданской авиации за 75 лет работы стало взлётной полосой для 22 тысяч пилотов. Этим летом ещё 85 его воспитанников уйдут в самостоятельный полёт по воздушным трассам России и мира. А кто-то захочет подняться ещё выше – до космических высот. Поводом для такого решения может стать встреча с Героем России, лётчиком космонавтом Романом Романенко, недавно прошедшая в лётном училище.

Первым делом самолёты

               Для Романа Романенко, как и для его товарища по партии и Государственной Думе Игоря Сухарева, поездка в Бугуруслан – часть рабочего визита в свой избирательный округ.

               - Не мог я, оказавшись в этом городе, не побывать в лётном училище, о котором столько наслышан, - признаётся Роман Юрьевич. – Надо познакомиться ближе, завязать долгосрочные контакты.

               После встречи с руководством лётного училища и первых рукопожатий, гостей повели в тренажёрный центр, которым бугурусланская лётка сегодня по праву гордится. Как тут было Романенко удержаться от желания испытать себя на тренажёре в кабине самолёта «Даймон»? «Лётчик может не быть космонавтом, космонавту нельзя не летать», - таких слов из песни и жизни не выкинешь. Пока Роман Юрьевич под присмотром начальника тренажёрного центра Михаила Тимофеевича Гаврилова «летал», Игорь Николаевич поинтересовался земными задачами и проблемами училища, тем, насколько сегодня востребованы его выпускники.

               - Обязательного распределения в авиакомпании нет, но потребность в пилотах гражданской авиации в России большая, - ответил старший инструктор Валерий Мозговой. – Некоторых наших выпускников «бронируют» заранее, семь человек уже точно примет Аэрофлот.  В том числе Кристину Шапошникову, её планируют сразу отправить доучиваться летать на Боинге-737, а Георгия Шикоряна на Аэрбасе-320. После нашего обучения путь только выше, на большие высоты и новейшие типы самолётов. Наши выпускники не только лётное дело знают на «отлично», на пятом уровне знания английского языка, готовы летать по всему миру.

               Валерий Васильевич и сам был когда-то курсантом Бугурусланского лётного училища, в 1973 году его окончил, и был приглашён на должность инструктора. Вместе с родной лёткой пережил и счастливые и суровые годы, когда оказалось учебное заведение на грани закрытия. У Василия Яковлевича Рузова, бывшего начальником училища с 1976 по 1997 год, с ним и вовсе вся жизнь связана, 61 год отработал здесь непрерывно.

               - Это хорошо, что пришла новая техника, - говорит Рузов. – Плохо, что не готовим сегодня ребят летать на ЯК-40, АН-2 и равных им типах самолётов. Во многих регионах России они ещё летают, работают в народном хозяйстве. Мы-то на новые типы самолётов перестроились, а в отдалённых районах такой ещё нет, они бы и рады принять наших выпускников, только соответствующей их уровню техники нет.

               Василий Яковлевич и сейчас в училище бывает часто, душой за него болеет. 64 года, столько был допущен медициной, поднимал в небо самолёты, был удостоен звания «Заслуженный пилот России». Обязательно выступает перед курсантами новобранцами 1 сентября, рассказывает об училище, профессии пилота, своих бывших воспитанниках.

               …Тем временем Роману Романенко, не с первого захода на полосу, но удалось благополучно посадить самолёт. «Хорошего пилота космосом и депутатством не испортишь, не растерял мастерство», - удовлетворённо констатирует Михаил Гаврилов, его наставник в полёте на тренажёре. В каждом взрослом мужчине жив мальчишка, мечтающий о полётах. Не удержался от соблазна сесть за штурвал и глава Бугуруслана Владимир Бэр. Жаль, что время визита ограничено, иначе не оторвать бы гостей от тренажёров!

Жизнь – важнейший из полётов

               Территория Лётного училища с «Аннушкой» на постаменте, производит на депутатов ГД самое приятное впечатление: аллеи сирени, цветочные клумбы вдоль дорожек, ели – ровесники училища, новые здания благоустроенных общежитий. В актовом зале учебного корпуса уже собрались курсанты и преподавательский состав, не каждый день приезжают сюда такие гости. Самое пристальное внимание – Герою России, лётчику-космонавту Роману Романенко. Пришлось ему все важные вехи своей жизни вспомнить, откровенно о них рассказать.

               …Ему было 6 лет, когда впервые полетел в космос  отец – Юрий Викторович Романенко. Казалось бы, мальчишке, выросшему в Звёздном городке, среди людей, для которых космос – просто работа, естественно и просто продолжить династию. Но путь на орбиту оказался долгим и трудным. В 8 классе Рома поступил в Ленинградское суворовское училище, потом, по стопам отца, в Черниговское высшее военное лётное училище. Будущая профессия – лётчик-истребитель, факультет военной разведки. Незадолго до выпуска начался развал Советского Союза, Украина стала отдельным государством. Роман и ещё 7 его сокурсников отказались ей присягнуть, вернулись в Россию.

               - В то время авиация переживала не лучшие времена, летали только избранные, для заправки самолётов не хватало керосина, - вспоминает Роман Юрьевич. – Мне повезло попасть в отдельный испытательный тренировочный авиаполк особого назначения. Мы обслуживали космонавтов, доставляли их на старт на Байконуре, встречали после полётов, выполняли с ними тренировочные полёты. Только через шесть лет, перед очередным набором, мне предложили написать заявление о приёме в отряд космонавтов.

               Пройдя годовое медицинское и психологическое обследование, многочисленные тесты, Роман Романенко был зачислен в отряд космонавтов, новобранцев было 11 человек из 2 тысяч кандидатов, подавших заявления. Два года общекосмической подготовки, государственные экзамены и заветные корочки «космонавта-испытателя» не стали путёвкой на орбиту. Первого старта пришлось ждать больше десяти лет.

               - Меня распределили в международную группу и направили в США, изучать системы их космического корабля «ШАТЛ», - рассказывает Романенко. – За полгода до назначенного полёта произошла катастрофа, «ШАТЛ» с семью членами экипажа на борту сгорел через секунды после старта. После этого было принято решение готовиться к полёту на российском корабле «Союз», он и сегодня единственное средство доставки на международную космическую станцию. Мне довелось совершить два полёта, каждый длительностью по полгода, шесть с половиной часов работать в открытом космосе.

               Не ради того, чтобы увидеть землю с высоты, летят на орбиту космонавты. На МКС каждый экипаж выполняет научную программу по самым разным направлениям. Результаты экспериментов и исследований широко применяются на земле.

               - Из технологий, которые мы отрабатывали в космосе, порядка 60 процентов уже успешно работают на человечество, в том числе медицинские препараты, методы борьбы с вирусами, - говорит Роман. – Размер станции внутри – примерно как футбольное поле, там много герметичных отсеков, в которых живут и работают космонавты и астронавты. Всё стерильно, потому, когда возвращаешься домой, первое впечатление после открытия люка  – запах земли, казахстанской степи, голоса птиц, высокое небо, особенно радостно, когда прилетаешь с чувством выполненного долга, полностью отработав программу.

               К сожалению, полёты в космос не добавляют здоровья, лишь немногим удаётся совершить более 3-4 полётов, многих списывают по медицинским показаниям уже после первого. Роман Романенко свой второй полёт совершил в 2012 году, начал готовиться к третьему, но медицина сказала «стоп». Пришлось начинать жизнь с новой страницы, искать применения энергии, знаниям, жизненному опыту. Когда ему предложили баллотироваться в Государственную Думу, отказываться не стал. Сегодня Романенко представляет в парламенте Оренбургскую область, работает в комитете по обороне. Жизнь – как полёт, важно не потерять высоту.

Эпоха романтиков не прошла!

               Ещё добрый час Роману Юрьевичу пришлось отвечать на вопросы курсантов, самые разные, от экономических и политических до житейских и бытовых.

-Насколько по ним можно судить о гражданской позиции и зрелости будущих пилотов, - спросила я Романенко.

               - Для меня контингент очень близок, - ответил Роман. – Чувствуется подкованность курсантов во многих аспектах жизни, вопросы задают грамотно, чётко. Спрашивали о том, как поступить в отряд космонавтов, о судьбе космодромов Байконур и Восточный, о сотрудничестве на МКС с международными экипажами, о кооперации на станции с партнёрами из США. Хороший вопрос был про выход в открытый космос, как готовился, что испытывал, раньше такой не задавали. Молодцы курсанты, умницы, хорошо, что выбрали лётную профессию!

               - Как-то в интервью ещё до первого полёта в космос, вы сказали: «моё поколение – поколение последних романтиков». Сейчас вы тоже так считаете?

               - Сегодня на встрече один молодой человек сказал: «Поколение отцов повально хотело стать космонавтами, среди моих сверстников такого нет. Может быть, мало освещается работа космонавтов, почему такая политика у власти и прессы, если есть дефицит этой профессии?» В какой-то степени я согласен с этими словами, престиж работы в космической сфере необходимо поднимать. А судя по моим сегодняшним собеседникам, отважных лётчиков, романтиков и сегодня много, есть, кому пополнить ряды отряда космонавтов!

               … Этот газетный материал – тоже ответ на замечание будущего пилота. Молодое поколение должно знать Героев России, в том числе покорителей космоса. Чтобы не пустовала взлётная полоса, превращала мечты о небе в реальность и судьбу.

                                                                                                                      Тамара Назина